О намазе (Салят)
О намазе
Совершение пяти обязательных намазов было предписано мусульманам в Ночь вознесения Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) на небеса, произошедшее в 27-ю ночь месяца Раджаб. Наряду с Ночью предопределения и могущества, Днем Ашура и Днем стояния на горе Арафат, Ночь вознесения в Исламе также считается священной.
В ту ночь Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) было открыто множество тайн Судного дня, Рая и Ада. Наряду с их раскрытием возложение намаза на умму также имело огромное значение. Когда Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) возвращался после разговора со Всевышним, пророк Муса спросил его об обязанностях, возложенных на его общину. Посланник Аллаха ответил, что Всевышний обязал умму совершать пятьдесят намазов в сутки. Услышав это, Муса посоветовал Мухаммаду (да благословит их Аллах и приветствует) попросить облегчения для уммы. Пророк вернулся к Господу и попросил облегчить предписанное обязательство. По его просьбе Всевышний сократил число намазов до сорока пяти. Но Муса вновь сказал Мухаммаду (да благословит их Аллах и приветствует), что люди не смогут выполнить это обязательство, и посоветовал еще раз попросить Всевышнего уменьшить число намазов. Так Пророк возвращался ко Всевышнему несколько раз, пока число обязательных намазов не уменьшилось до пяти, но воздаяние за эти намазы равняется выполненным пятидесяти обязательным намазам, которые первоначально предписывал Всевышний. И это подарок Аллаха верным Ему рабам.
Мудрость возложения намаза
Известно, что совершение намаза занимает особое место в мусульманской религии. После свидетельства о Единобожии и посланнической миссии Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), он является вторым по важности столпом Ислама. Из всех видов поклонения, совершаемых телом, намаз является самым важным.
Намаз - основа и опора Ислама. Всевышний не снимает с человека обязанность совершения намаза ни при каких обстоятельствах (если тот обладает разумом). К примеру, как уже было сказано ранее, мусульманин не имеет права не совершать намаз даже во время войны, в случае стихийных бедствий или будучи больным. Тот, кто не может совершать намаз стоя, может совершать его сидя или лежа. Если он не способен совершить намаз и в таком положении, то он должен совершить его движением глаз. При невозможности выполнить его глазами, он должен совершить его мысленно. Велик грех того, кто не совершает намаз, и невозможно описать наказание, которое ожидает такого человека. В Священном Коране Всевышний говорит, что те, кто не совершал намаз, кто не раскаялся и кого Он не простил, будут находиться в Аду. Этот уровень настолько страшен, что сам Ад просит у Всевышнего прощения за них. Тот, кто отрицает необходимость совершения намаза и отказывается от него, впадает в неверие (куфр). Если такой человек не произнесет шахаду и не покается, то ему не будет спасения. Он будет вечно пребывать в Аду и не увидит Рая.
Каждый, достигший совершеннолетия, будь то мальчик или девочка, должен учиться правильному совершению намаза и выполнять его согласно предписаниям Ислама. Родители или опекуны обязаны обучать детей с семилетнего возраста правильному совершению намаза. В Судный день первыми упрекать родителей будут дети, которых они не обучили намазу. Они скажут: " О, Аллах, это мой отец не научил меня намазу. Отправь его в Ад раньше меня ". Судный день - это страшный день, в который каждый будет стараться обрести спасение, отправляя в Ад отца, мать, брата или сестру.
Для правильного совершения намаза необходимо знать все его составляющие и условия. "Аль-Фатиха" и "Ат-Ташаххуд" следует читать согласно всем требованиям и необходимо обучить этому детей. Мудрость, что Всевышний сделал намаз таким значимым и важным столпом Ислама, заключается в том, что намаз напоминает человеку о его сущности, т. е. каким бы великим не был человек, время от времени он вспоминает, что является рабом Всевышнего, и, следовательно, ему нельзя гордиться собой. Но поскольку человек является существом, привязанным к мирскому, ему кажется, что все, что помогает ему в этой жизни - это люди и мирские дела. Такой человек опирается на мирское. Человек, опирающийся на что-либо, кроме Всевышнего, попадает в большие трудности и, как правило, пребывает в несчастии. Совершая намаз, он отбрасывает все мирское и обращается ко Всевышнему, просит помощи только у Него и ни у кого больше. Таким образом, его надежды замыкаются только на Всевышнем - в этом есть огромное благо и настоящее счастье. Каждый человек, за исключением пророков, грешен и не защищен от грехов, будь они большими или малыми. И мы должны очиститься от них путем покаяния.
Намаз, совершаемый нами, является возмещением (каффарат) этих грехов, ибо в намазах раб кается и просит прощения у Всевышнего, признает вину и воздает хвалу Господу. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Намаз подобен чистой реке, протекающей у ваших ворот, в которой купаются пять раз в сутки" (Муслим). Намаз подобен еде, питающей человека. Подобно тому, как еда укрепляет тело, так намаз укрепляет и защищает веру и убеждения мусульманина. Удовольствия и развлечения, сомнения, навязываемые сатаной, и плотские утехи способствуют забвению раба от Всевышнего. Человек, поглощенный этим, забывает Создателя и начинает отвергать Его. В конечном итоге, его вера становится похожей на дерево, лишенное влаги, которое постепенно засыхает и со временем погибает вовсе. Вера же мусульманина, усердствующего в намазе, подобна дереву, которое поливается ежедневно. Мирские утехи и страсти не смогут повлиять на его веру, подпитываемую регулярно. Повседневные заботы, проблемы, незавершенные дела, споры окружающих заставляют человека находиться в постоянном напряжении. Когда, отбросив все эти проблемы, он обращается пять или более раз в день к Аллаху, во власти которого находится все, то он обретает удивительное спокойствие души. Пророк говорил своему муэдзину Билалу: " Успокой наши души азаном, о Билал ". Даже Пророк, дела и мысли которого были намного благороднее наших, находил в намазе успокоение. Он говорил: " В намазе я обретаю успокоение для сердца и глаз ". Намаз помогает не только очиститься от совершенных ранее нами грехов, но и препятствует их повторному совершению в дальнейшем. Совершенный полноценно пять раз в сутки намаз защищает человека от пагубных поступков и больших грехов.
Всевышний Аллах в Коране говорит (смысл): " Поистине, намаз оберегает человека от больших грехов и пагубных дел " (Аль-‘Анкабур, 45). Что касается совершения грехов теми, кто совершает намаз, то это свидетельствует о том, что их намаз неполноценен.
Намаз требует соблюдения чистоты тела, а в чистоте заключены здоровье, сила и разум человека. Более того, в соблюдении чистоты телесной есть напоминание о необходимости соблюдения чистоты внутренней (т. е. душевных качеств) и улучшении нравов. Описать всю мудрость намаза невозможно, ибо она велика.
Да поможет Аллах всем мусульманам совершать намаз полноценно, выполнением которого Всевышний остался бы доволен. Амин!
Чем объясняется разное количество ракаатов в обязательных намазах?
Все обязательные намазы связаны с пророком Адамом. Когда Аллах сотворил его, то дал ему сначала две вещи - тело и душу. Этим объясняется утренний двухракаатный намаз.
Все четырехракаатные намазы (обеденный, послеобеденный и ночной) объясняются тем, что при сотворении Адама Аллах использовал четыре составляющие - воду, землю, ветер и огонь.
В завершение своего творения Аллах наделил первого человека тремя ценными качествами - разумом, чувством стыда и верой. С этим связан вечерний трехракаатный намаз.